05.06.2013

Лу Юй.


 



























 

Пожалуй, самой знаменитой "чайной" личностью Китая считается Лу Юй. Этот пост для тех, кто хотел бы познакомиться с этой удивительной личностью немного ближе :-) 
 Он родился в Фучжоу в Цзинлине (в настоящее время провинция Ху- бэй) в годы правления династии Тан. Лу Юй посвятил жизнь изучению чайного дела и результаты своих исследований описал в труде своей жизни и первом специальном трактате по чаю — «Чайном каноне».

   В возрасте примерно трех лет — в 735 году, в 23-й год правления династии под девизом Кай Юань, что значит «Раскрытие начала» — его нашли монахи чаньского монастыря Цзин Лин Лун Гай Сы и передали наставнику Чжи Цзи, который погадал на Книги Перемен, чтобы выбрать ребенку имя. Выпал знак Цзянь — «Постепенность», в котором текст к знаку-гуа гласил: «Лебедь постепенно приблежается к суше, его оперение можно использовать для ритуальных одежд». В соответствие с этими словами он дал ему фамилию Лу, что значит «лебедь», и имя Юй— «оперение». Кроме того, прозвище Хун Цзянь означает «постепенность лебедя».

Лу Юй учился в Хуан Цзюань Син Дэ. Писал иероглифы, читал буддистские сутры и, кроме того, учился делу приготовления чая, но стать монахом, вести монашескую жизнь и обрить голову не захотел. Когда Лу Юю исполнилось 9 лет, мастер Чжи Цзи попросил его читать каноны. Лу Юй сказал на это: «У учеников Будды при жизни нет братьев, а после смерти нет потомства. А последователи школы Конфуция говорят, что есть три вида сыновней непочтительности, и отсутствие потомства — самая большая из них. Если уходить из семьи, то как же выполнить сыновний долг?» В ответ на это наставник сказал: «Тогда тебе, Юй, нужно принять учение Конфуция». Наставник пытался пристыдить ученика, заставлял мести землю, чистить сортиры, выполнять грязную работу, пасти коров. Лу Юй, тем не менее, не смирился. Его желание уйти из монастыря становилось все более сильным. Без бумаги учил он иероглифы и писал их бамбуковой палочкой на шкурах коров. Случайно попалась ему ода Чжан Хэна Нань Ду Фу под названием «Ода Восточной Столицы». Когда настоятель Цзи Гун узнал про это, то испугался, что ученик увязнет в ненужных мирских знаниях и отойдет от учения, и отправил Лу Юя в Гуань Шу. Когда ему исполнилось 20 лет, воспользовавшись невнимательностью монахов, Лу Юй убежал из Лун Гай Сы с группой бродячих артистов. С ними он стал очень успешным клоуном и в последствии написал три цзюаня (главы) анекдотов, случившихся с ним в эти годы странствий.

В династию Тан, в 5-й год под девизом правления Тянь Бао (746 г. н. э.), губернатор Тай Шоу собрал в Ли Цзи У людей на праздник. Увидев искусство Лу Юя, он подарил тому книгу стихов и порекомендовал отшельнику Чжоу Фу Цзы на горе Ху Мэй Шань взять Лу Юя на обучение.

В 11-й год (752 г.) Лу Юй поблагодарил Чжоу Фу Цзы за учение и вернулся в мир. Там он познакомился с чиновником Цуй Го фу из министерства по ритуалам и управляющим Цзин Лина. Они стали хорошими друзьями, часто путешествовали вместе, пробовали воду, говорили о литературе. В 13-й год Тянь Бао (754 г.) Лу Юй начал исследовать чай. Он отправился в горы Ба Шань в мес¬течко под названием Ся Чуань. Друзья подарили Лу Юю осла, на котором он и отправился в путешествие. По дороге Лу Юй собирал чай, пробовал воду, изучал местные чайные обычаи и записывал свои исследования. В 758 г. он прибыл в Шэн Чжоу (в настоящее время Цзянсу Нанькин) и поселился в монастыре Сяй Цзя Сы, посвятив все свое время чайному делу.

В следующем году он поселился в Дань Яне. В 760 году из гор Ся Цзя Шань отправился в Шао Си (в настоящее время Чжэцзян, уезд У Си), где поселился в горах отшельником и стал жить «за закрытыми дверями», ни с кем не встречаясь. Там он писал свой «Ча Цзин» — «Чайный Канон», одевался просто, на ногах носил сандалии из лиан, гулял на природе в одиночестве, ходил к крестьянам, собирал чай, пробовал воду в источниках, декламировал каноны и читал стихи. Ходил, ударяя посохом по лесным деревьям, играл с водой из потока, без всякой цели бродил по просторам. Уходил на рассвете и гулял до самого заката. О таком говорят, что «вел себя, как сумасшедший из царства Чу».

   Танский Дай Цзун написал указ с тем, чтобы Лу Юй стал преподавать литературу наследному принцу или стал настоятелем монастыря Тай Шан Сы. Но Лу Юй не явился на службу. Не ценил он ни власть, ни знатность, не уделял внимания богатству, любил природу и твердо держался справедливости. В полном собрании сочинений танской поэзии есть стихотворение Лу Юя, которое является отражением его характера: «Не жду от жизни слитков, не чаю чаш из белого нефрита, не жажду при дворе входить к владыке, не думаю о празднествах в столице, стремлюсь лишь быть на Западной реке, где некогда сходил с цзинлинских гор».
«Чайный канон» собрал в себе все научные и практические чайные знания, накопленные до Танской эпохи, и опыт самого Лу Юя, который и сам тщательно исследовал свойства чая и приобрел знание из многочисленных книг. Все знания и опыт кристаллизовались в «Чайном Каноне». Как только Ча Цзин попал в мир, он был принят всеми, признан и получил высочайшие похвалы.

Сунский Чэн Ши Дао в предисловии к Ча Цзину писал: «Трактаты о чае начались с Лу Юя. В миру они стали ходить после Лу Юя. Он в совершенстве постиг чай. Кроме того, Лу Юй дал полную оценку производству чая, районам выращивания, качеству самого чайного листа. Собственно, многие чаи были им самим и обнаружены».

Во многих классических трактатах пишется, что Лу Юй обладал чудесными способностями оценивать чай и воду.

Танский Чжан Ю Си в «Записках о приготовлении воды для чая» описал такой случай. В династию императора Дай Цзуна правитель округа Ху Чжоу Ли Цзи прибыл в Вэй Ян (Цзянсу, Ян- чжоу в настоящее время). Там он встретился с Лу Юем. Ли давно слышал об имени и славе Лу Юя, испытывал к нему симпатию, и поэтому отправился к нему. Перед едой пригласил Юя к себе. «Я слышал, — сказал он, — что господин Юй хорошо варит чай и обрел славу в Поднебесной. Вода из Нань Лина обладает чудесными свойствами. Мы не можем упустить такой момент, когда совпадают два удивительных составляющих чая. Давайте попросим господина Юя приготовить чай». И с этими словами он послал солдата, чтобы тот привез из Нань Лина воды. Лу Юй приготовил инструменты и стал ждать, когда привезут воду. Когда вода прибыла, он зачерпнул ее и сказал: «Похоже, что воду взяли у берега. Но посланный солдат клялся, что доплыл на лодке до самой глубины. Лу Юй промолчал и стал выливать воду в таз. Когда он вылил половину, то неожиданно остановился и сказал: «О! Отсюда пошла наньлинская!» Тогда стражник, как громом сраженный, упал на колени перед Лу Юем и сказал: «Когда я набрал воды из Наньлина и поплыл к берегу, лодка сильно качалась, и половина воды вылилась. Но я хотел сделать как лучше и добавил воды у берега. Способность ваша различать воду поистине имеет божественное происхождение. Как можно ее таить?!» И сам Ли, и солдаты, и несколько десятков человек рядом были в восхищении. И тогда Ли спросил Лу Юя, как он приобрел такой опыт в раз-личении воды, и о том, какая вода в Поднебесной самая лучшая. Лу Юй сказал, что лучшая вода из царства Чу, потом — вода из Цзинь. Ли приказал писцам записать науку Лу Юя, и так началась традиция передачи знания.

Когда Лу Юй умер, его возвели в статус «Ча Шэнь» — Чайного божества, что произошло в династию Тан. В то время некий Чжао Линь, управляющий округом Чао Чжоу и друг Лу Юя, написал в тексте «Инь хуа Лу», что Лу Юй по природе своей любил чай и создал способ варки чая. И до настоящего времени существует традиция ставить керамические изображения Лу Юя рядом с чайными инструментами.

Танский Ли Чжао, создавший дополнение к истории Китая, тоже писал, что Лу Юй — самый известный мастер чайного искусства. Существует много керамических изображений Лу Юя, которые называются By Хун Цзянь и продаются вместе с чайной утварью. Владельцы чайных магазинов и чайных домов всячески ублажают Хун Цзяня, ставят перед ним чашечку с чаем, окуривают бла-говониями.

Лу Юй был разносторонне одарен талантами и помимо «Ча Цзина» — «Чайного Канона» — написал еще много трудов. На основании текста «Вэнь юань ин хуа», где описываются труды Лу Юя, известно, что он написал еще «Оды четырех печалей» и «Оды предрассветного неба». Кроме того, он написал три цзюаня об отношениях подданных и государя, тридцать цзюаней «Объяснения источников» и восемь цзюаней описания четырех родов провинции Цзянси, десять цзюаней жизнеописания людей Севера и Юга, записки об Усинской истории чиновников, три цзюаня гадания по снам. Считается, что когда Лу Юй жил в Цзинь Син Тане в монастырях Тянь Лань и Лин Инь, он составил «Записки о горе У Лин Шань». К сожалению, эти труды не сохранились. Лу Юй также писал стихи, но они не очень известны.

Лу Юй сделал выдающийся вклад в чайное дело в Китае и во всем мире. За свои заслуги восхваляется и почитается в качестве ча сянь, или ча шэнъ, Чайного бессмертного, или Чайного бога.

Категории: Из истории чая

Комментарии (1)

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика